пятница, 28 ноября 2008 г.

Деньгопровод забарахлил

На местах организовали гадания для точного определения дальнейшей судьбы православого геймдева:

В детстве я любил раскладывать пасьянсы. Не примитивную «Косынку», а сложные, инвариантные, вдумчивые. Особым шиком я считал по начальному раскладу угадать, сойдется пасьянс или нет. Сейчас я, пожалуй, вспомню старое увлечение и попробую разложить пасьянс, но не из колоды карт, а из тех издателей, которые ведут бизнес на русском рынке, из русских издателей. Компания EA Russia не попадет в этот пасьянс – да простит меня Тони Уоткинс, но он некоторым образом находится в другой колоде, и чуть позже станет понятно почему. И кстати, статья не касается тех, кто занимается онлайном – там несколько другие бизнес-модели, но это «несколько» важно для последующих выводов.

Состав колоды известен давно, и перечислять русских издателей мне тут недосуг. Однако, кроме собственно колоды, в пасьянсе важны еще и правила, по которым он будет собираться. В нашем случае правила важны особо, так как под ними я понимаю внешнее окружение, и именно оно будет определять, сойдется ли расклад.

Итак, правило общее. Кризис. Да-да, именно он, мировой, финансовый, накатывающий. Уже докатившийся России, но пока еще непонятно, надолго ли, сильно ли, по всем ли, и насмерть ли. Не кризис, а просто Брюс Ли мировой экономики, потому что, в отличие от предыдущего дефолта, затрагивает он не только Россию, но и весь мир, что чрезвычайно важно для наших рассуждений, ну и потому что частиц «ли» про него приходится говорить очень много. Только не надо со мной спорить с пеной у рта, доказывая свою правоту, что вот он закончится прямо сейчас или через лет через пять – и так многие наши и зарубежные товарищи тратят свое время на эту болтовню, а некоторые даже зарабатывают на ней деньги. Не так важно, продлится ли кризис месяц или два – или год-два. Есть всего лишь одна не очень четкая временная точка, важная для нас, приходится она где-то на лето следующего года. Чуть позже станет понятно, о чем это я тут.

Правило первое. Все наши русские издатели завязаны на ритейл. Ритейл – это, собственно, и есть практически единственный канал продаж наших издателей. Нет, у кое-кого есть собственная сеть магазинов, и даже занимает она в общих продажах не долю процента, а этак процентов несколько. Но это исключение, и оно только подтверждает правило. Ритейл – это омега создания дохода для издателей, это объемы продаж, это отчисления за входы в сети, это задержки платежей, это бюджет и прочее. Это невероятно важная вещь в операционной деятельности. И, что очень важно, это не собственная сеть. У кого-то упор больше на мелких дилеров, у кого-то – на федеральные сети или на региональщиков, но в любом случае это третьи лица, и даже наличие некоторой аффилированности (ну если только не полное владение) мало что решает.

Что ж, давайте взглянем на ритейл поближе. В начале этого года ритейл снова, в который уже раз пытался увеличить отсрочки платежей. Ритейлу очень нравится западная модель, в которой отсрочки достигают 180 дней. Если кто не очень в теме, то это значит, что на 3 (прописью: три) месяца сети и магазины откладывают отчисление денег за проданные копии игр на счет издателя. В начале этого года говорили, что год для ритейла будет полон потрясений, что будут сделки слияния-поглощения, что многое изменится. Не сильно вдаваясь в причины этого процесса, нужно отметить, что рынок ритейла шел к укрупнению. Ритейл гипнотизируется двумя словами «Wall Mart» - ну еще бы, кто из федеральных сетей не мечтал бы быть настолько большим и мощным, чтобы влиять на экономику целой страны? Для этого нужно развиваться, расширяться, а для этого нужны деньги. Вот ритейл и укрупнялся: кто с помощью покупок бизнеса, кто с помощью наращивания объемов продаж – но, так или иначе, деньги были нужны, и поэтому ритейл самым жестким образом завязан на кредитование, на банковский сектор.

Теперь применим сюда правило общее. Кризис , господа. Банки больше не дают кредиты. Что делать ритейлу? Пытаться увеличить отсрочки платежей. Сокращать объемы закупок. Жить за счет дебиторки. То есть делать вещи, решительно неприятные для издателей. Что могут с этим сделать издатели? По сути ничего, так как они целиком и полностью завязаны на ритейл. Издатели могут заниматься политическими играми с ритейлом, могут пытаться манипулировать, но суть от этого не изменится – доход подвергнется негативным изменениям.

Правило второе. Сезонность. Только для новичков в нашей индустрии является секретом, что у продаж компьютерных игр есть сезон подъема, а есть мертвый сезон. Специально для таких новичков уточню, что этот сезон начинается в апреле, а заканчивается где-то в июле. Помните, я выше говорил об единственно важном временном ограничении? Русским издателям очень повезло, что кризис докатился до России не в мертвый сезон, а как раз в период продаж (объяснять, почему повезло, думаю, излишне). Однако уже очевидно, что продажи не достигли пика прошлых лет. Сроки кризиса размыты, и шансы на то, что в апреле 2009 года он будет еще бушевать, ну никак не равны нулю. А мертвый сезон издатели часто переживали за счет банковского кредитования, а то и перекредитования. Прикладывая к этому общее правило нашего пасьянса, можно начинать сбрасывать карты.

И правило третье, последнее. Для большинства наших издателей западные лицензии – это денежная корова, именно эта статья является главной доходообразующей в оперативной деятельности. Но в течение последнего полугода-года произошел очередной виток войны стоимости лицензий. Войны, выведшей цены лицензий на предельный уровень, в отдельных случаях на уровень нескольких миллионов за игру. Пока еще эти цены коммерчески эффективны, хотя уже и на пределе, да на самом деле кое-кто покупает уже и в минус, надеясь за счет крупных «паровозов» увеличить продажи всей остальной линейки, думая таким образом не о рентабельности проектов, а о рентабельности бизнеса. Однако для нас важна даже не эффективность отдельных сделок, а собственно многомиллионные обязательства перед западом, лежащие на наших издателях. Обязательства, которые необходимо исполнять, ведь в противном случае контракт может быть и расторгнут.

Итак, именно по этим трем правилам будет разбираться расклад. Неплатящий ритейл, неполучаемые кредиты, огромные обязательные платежи. Не знаю, насколько хорошо мне удалось показать всю сложность имеющегося положения, но, по моим личным оценкам, если кризис продлится достаточно долго – а под «достаточно» я понимаю не такой уж длинный период, может быть, до полугода – то шансов выжить у русских издателей будет мало. Лучше всего они у фирмы 1С: во-первых, благодаря имеющемуся бизнес-подразделению фирмы, которое может прикрыть 1С Мультимедию в сложные времена, во-вторых, за счет собственной разработки, в-третьих, за счет международных подразделений и вообще диверсификации даже игрового направления. Также неплохие шансы у Нового Диска: за счет недавно полученных инвестиций, хотя для адекватной оценки этого потенциала нужно уточнять условия инвестирования. Остальные будут мало-помалу выходить из расклада и сниматься в колоду. То есть попросту банкротиться.

В конце я могу пожелать только одного: я надеюсь, что из меня получится плохой пророк. В компаниях-издателях работают замечательные люди, многих из которых я знаю лично, многих уважаю и люблю. Я не хотел бы, чтобы им пришлось искать работу, да еще и где-нибудь в другой индустрии. Тем не менее, имеющееся положение я оцениваю как достаточно тяжелое, с хорошими шансами на дальнейшее ухудшение. И если дела пойдут по тому сценарию, который я описал, что после кризиса мы будет раскладывать другой пасьянс, только картами в нем будут компании, чьи имена пишутся не кириллицей, а буквами латинского алфавита.

igmamont.livejournal.com

И все же есть мнение, что мы тут у себя, в игровой индустрии, еще легко отделаемся.

Мол, продажи-то снизятся и упадут, но не до фатальной низины.
Мол, делаем-то мы развлекательный продукт, который как раз, в период плачевный, душу и призван согревать.
Творим и распространяем кусочки счастья на дисках дивиди.

Ведь в холодную зимнюю ночь, в обставленной запасами гречки, соли и водки комнате, ничто так не согреет истерзанную кризисом душу, как запущенный на компьютере сверкающий диск с заветной игрой.

А ритейл никуда не денется - деньги отдаст.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет: