пятница, 24 октября 2008 г.

Ридерз Дайджест

Лохоторонщики вокруг нас. Ахтунг! Не успели улечься страсти вокруг Тропика со своими яркими фейерверками безумных вакансий, как тут же подоспели представители оффлайнового кидалова. Якобы всемирно известный издательский дом Ридерз Дайджест (Reader’s Digest) почтил присутствием.

Звонит мне вчера дедушка: “Внучок, мне письмо пришло. Я вроде 20 000 гривен выиграл. Приходи, прочитай”.

Прихожу, читаю примерно следующее, о чем уже написал товарищ из Кировограда, только адресованное моему дедушке:


Бог шельму метит - даже не знаю, к кому в данном случае эта сентенция относится в большей мере. Судите сами, ваш покорный слуга, специализирующийся на разоблачении всякого рода лохотронов и афер, получил на днях по почте интересное письмецо, в котором говорилось, что А.С.Виноградов, проживающий в Кировограде по такому-то адресу, вышел в финал пятого розыгрыша призов издательства «Ридерз дайджест» с призовым фондом 800 тыс. гривен (вот счастье-то привалило!).
От меня оргкомитету требовалась лишь малая толика участия - заполнить и отправить в Киев на некий абонентский ящик регистрационные документы. Нужно ли говорить, что все находившиеся в конверте бумаги были прочитаны дважды и крайне внимательно - в поисках подвоха; ибо ни я сам, ни мои родственники ни сном ни духом не ведали об участии А.С.Виноградова в каких-либо конкурсах, проводимых разными непонятными «ридерздайджестами».

Из текста письма следовало, что А.С.Виноградов оказался в числе счастливчиков - 1% от жителей моего региона, то бишь Кировограда, которые были отобраны, согласно тайной и неизвестной широкой общественности внутренней статистике издательства «Ридерз дайджест», для розыгрыша призового финала. Первый приз - 350 тысяч, остальные 450 тысяч фонда разделены на 1002 приза категории «два-четыре». И чтобы поучаствовать в финальной дележке этих денег, нужно мигом бежать на почту и отправить на а/я издательства в специальном, приложенном к письму конверте выданный мне паспорт финалиста.

Далее красивая сказка закончилась и началась грубая проза - мелким шрифтом на обороте конверта излагались особые условия участия в финальном розыгрыше. Оказывается, «подписавшись» на финал, человек автоматически соглашается на приобретение книги - иллюстрированного атласа мира для детей. Его стоимость - 119,9 гривен. Но можно оплатить и частями: 39,90 + 40 + 40. Конечно же, оплата производится только после получения заказа. Да, и еще. Клиент, заказавший атлас, в течение 10 дней с момента получения письма-приглашения дополнительно участвует в розыгрыше легкового автомобиля известной западной марки.

Давайте будем думать о людях хорошо и предположим, что авторами этой акции двигало не банальное желание «развести лоха», а вполне цивилизованное - склонить адресата к приобретению выпущенного издательством атласа мира, придумав для этого историю про конкурсы с призами. Но кое-что мешает безоглядно поверить в эту версию.

Во-первых, ни в одном из полученных в письме документов не указаны какие-либо реквизиты организатора рассылки. Ни телефонов, ни адресов, ни имен, ни фамилий! То есть нельзя проверить сам факт существования организации, ее репутацию, стаж работы и т.д.

Во-вторых, не сказано, когда состоится финальный розыгрыш! То ли завтра, то ли в следующем году, или, может быть, 31 декабря 2356 года. С таким подходом можно всем гражданам, клюнувшим на промоушн-акцию атласа, прислать еще одно письмо, в котором извиниться, написать, что уже поздно, финал состоялся, а суперприз и автомобиль выиграли 105-летний пенсионер из Одессы и 11-летняя студентка киевского вуза. И заодно предложить поучаствовать в новом конкурсе и купить новую книгу. Авось в этом случае повезет.

Хотя, с другой стороны, не наполнив письма информацией о себе и конкурсе (думается, сознательно), организаторы маркетингового хода а-ля лохотрон снизили риск побеседовать о своем поведении с правоохранителями. По присланным документам невозможно доказать, имели место обман или злоупотребление доверием при завладении чужими деньгами. То есть мошенничество. Да и у получателя есть выбор: заказывать книгу или нет. Тут уже действуйте на свой страх и риск: нужен вам атлас - участвуйте в конкурсе, ждите результатов розыгрыша призов. Если верите в существование снежного человека.

Готов заключить пари - подобные письма получило большее число кировоградцев, чем 1% от жителей региона (нужна массовость, иначе работать невыгодно). А всего по Украине сколько человек обнаружили в своих почтовых ящиках пухленький конверт бордового цвета? Десятки тысяч. Полиграфия и рекламные проспекты атласа выполнены очень качественно, судя по всему, на реализацию плана рассылки издательство потратило немалые деньги. Отсюда следует очень наивный вопрос: неужели нельзя было эту сумму потратить на ЦИВИЛИЗОВАННУЮ рекламу вашего иллюстрированного атласа для детей? Да написали бы честно и открыто: не желаете ли приобрести такую-то и такую-то книгу? Но честно почему-то не получается.

Директ маркетинг в каждый дом

Задом почуял, что очередной развод. Полез в сеть и нашел там множество рассказов таких же “счастливчиков”, которым удалось попасть в финал розыгрыша от Ридерз Дайджест. Причем датируются сообщения 2005 - 2007 годом.

А теперь, получается, что новая волна пошла. Ежегодные такие “разводные” акции, получается.

В прессе всем обладателем конвертиков от Ридерз Дайджест поясняют и разжевывают, в чем соль:


Если в вашем почтовом ящике стали регулярно появляться красочные письма с обещаниями большого-большого приза, значит, ваш адрес попал в рассылку конторы вроде «Пост-шоп», «Книжный клуб» или «Ридерз Дайджест». Судя по сообщениям наших читателей, сегодня больше всех активничает «Дайджест». Наверняка, тысячи киевлян получают пухлые конверты с рекламными буклетами с сообщениями о выигрыше 100 тыс. грн и легкового авто.

От адресата требуется всего ничего -подписаться на медицинский справочник «Домашний доктор» за 89 грн.

Те, кто последовал рекомендациям издательства, получают каталог «Домашний доктор» и… собственно, все. Выигрышные письма от «РидерзДайджест» бродят по Украине уже несколько лет, а тех, кто верит в «халяву» от американского журнала, все еще очень и очень много. Наша читательница Наталья Андриевская, вместо того, чтобы отвечать отправителю, отнеслась к посланиям здраво и передала их в редакцию «Газеты…» (у нас уже с десяток таких пакетов собралось):

- Как к ним попал адрес, фамилия? - возмущается Наталья (письмо пришло на имя дочери) Почему ни в одном из проспектов, писем и сертификатов о выигрыше нет телефонов, обратного адреса (только номер абонентского ящика - Київ, 02002, а/я 777), фамилий ответственных лиц?

Откуда адрес? Наверняка кто-то из родственников хоть один раз присылал письмо в надежде получить, например, бесплатный «счастливый» браслет, или заполнил какую-то анкету в магазине или на какой-нибудь выставке. А ответственных лиц нет, потому что отвечать за эти «золотые горы» никто не собирается.

Получателям таких «счастливых» писем важно не забывать, что сбор денег на подписку «Домашнего доктора» -главная цель изобретательного «Ридерз Дайджеста».

Почему же их не посадят?

- В описанных случаях проблема лежит в области не столько юриспруденции, сколько психологии - прокомментировала описанные случаи Крат Вера Федоровна, юрист «Правового консалтинга и практики». - Мошенники играют на чувствах и эмоциях, а с точки зрения закона уличить их очень сложно. Обратите внимание, в обеих ситуациях, где клиент вносил деньги, в чеке было написано совсем не то, что говорилось ему на словах. Формально люди заплатили деньги за сертификат и за информационные услуги. Посоветовать можно одно: критично относиться к слишком заманчивым обещаниям. А если уж решили рискнуть и поучаствовать в сомнительном мероприятии - перепроверяйте каждую мелочь. Если вы уже успели заплатить деньги и обнаружили, что вас обманывают, тут же вызывайте милицию. Мошенники боятся привлечения сторонних лиц и, скорее всего, вернут вам деньги. Но выиграть дело в суде против лохотронщиков практически невозможно.

Больше о супер-розыгрыше

А вот и сайт Ридерз Дайджест - тут.

Говорят, что гордятся своим директ маркетингом.

Говорят, что еще чего-нибудь полезного придумают.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет: